Обработка зубчатых колес до нарезания зубьев ничем не отличаются от обработки других деталей: втулок, дисков, шкивов, валов и т. д. Общей технологической операцией всех зубчатых колес является обработка зубчатого венца.
Нарезать зубья можно двумя основными методами: копированием и обкаткой (огибанием). При копировании режущему инструменту придают форму впадины зуба, а затем производят обработку, при которой профиль инструмента копируется на обработанной поверхности.
На рис. 93 приведены схемы нарезания зубчатых колес методом копирования модульными дисковыми (рис. 93, а) и пальцевыми (рис. 93, б) фрезами. Этот метод является неточным и малопроизводительным.
Более точными и производительными методами обработки зубчатых колес являются методы обкатки при нарезании зубьев червячными фрезами, круглыми долбяками, зубострогальными резцами и накатыванием зубчатыми валками.
- Нарезание зубчатых колес
- Нарезание червячной фрезой
- Обработка конических зубчатых колес
- Нарезание червяков и червячных колес
Отделочные виды обработки зубчатых колес:
Заготовкой для стальных зубчатых колес диаметром до 50— 80 мм обычно служит калиброванный прутковый материал, а для более крупных — поковки, штамповки или отливки..
При массовом изготовлении зубчатых колес диаметром от 80 до 300 мм наиболее целесообразно изготовлять заготовки штамповкой в закрытых штампах.
Перед механической обработкой поковки, штамповки и отливки подвергают нормализации и отжигу с последующей очисткой от окалины путем обработки в дробеметных барабанах, виброшлифовальных установках или другими методами.
При изготовлении зубчатых колес особое внимание следует уделять точности обработки базовых поверхностей, определяющих положение заготовки при зубонарезании, а следовательно, и точность зубчатого колеса.
В индивидуальном производстве металлообработка отверстия и наружной поверхности зубчатого колеса производится на токарных станках при закреплении детали в патроне за две установки. Обработку шестерни с другой стороны и по верху выполняют на том же станке с установкой детали на оправке.
В крупносерийном и массовом производствах обработку заготовок под нарезание зубьев разделяют на две операции:
- 1) механическая обработка отверстия;
- 2) обработка наружной и торцовых поверхностей зубчатого колеса.
Обработка заготовки в основном ведется на сверлильных, протяжных и многорезцовых токарных станках, а также на одно-шпиндельных, многошпиндельных автоматах и полуавтоматах. Так, например, при обработке заготовок для небольших зубчатых колес диаметром до 60 мм из калиброванного прутка в первую операцию входят: сверление и растачивание отверстия, обтачивание наружной поверхности, подрезка торца и отрезка заготовки. Затем протягивают отверстие и шлицы или шпонку, после чего производят чистовое обтачивание и подрезку торцов. Для точных колес производят шлифование или тонкую обточку торцов.
Штучные заготовки средних размеров (диаметром от 100 до 300 лш), полученные методом штамповки или литья, с отверстием или без него целесообразно обрабатывать в массовом производстве по следующему технологическому маршруту:
- 1) сверление (зенкерование) отверстия на сверлильном станке;
2) протягивание отверстия шлицевых или шпоночных пазов; - 3) запрессовка заготовки на центровую оправку;
- 4) обработка наружной поверхности на токарном многорезцовом полуавтомате.
Тарельчатые зубчатые колеса диаметром от 300 до 500 мм обрабатывают на специальных многорезцовых полуавтоматах.
Обработка зубчатых колес диаметром более 500 мм обычно производится на карусельных станках с креплением на планшайбе. Режимы резания выбирают по нормативным справочникам исходя из условий обработки и проверки, по приведенным выше формулам с учетом заданной точности и жесткости системы.
Наша компания принимает заказы на обработку металла, чтобы сделать заказ или получить информацию по интересующим вопросам, свяжитесь с менеджерами нашей компании по телефону +7 951 895 82 77, по электронной почте info@inmet16.ru или отправьте сообщение через форму обратной связи.